В мире существует большое количество классификаций форм детского церебрального паралича. Но принципиально их можно разграничить на 2 больших класса:
топографические и функциональные.
Топографические классификации несут в себе информацию о локализации повреждения и о том, как они проявляются клинически. То есть ЧТО мы видим при визуальной оценке.
В нашей стране наиболее часто используют классификации:
- по МКБ-10(международная классификация болезней десятого пересмотра), содержит 8 классов;
- по К.А.Семёновой (от 1972г), содержит 5 классов;
- по Л.О.Бадаляну и соавт. (от 1988г), которая в свою очередь подразделяется на подклассы раннего (5 классов) и старшего возрастов (9 классов).
Все они оперируют понятиями «спастический», «атаксический», «гиперкинетический», «гемиплегия», «диплегия» ит. д.
Одним из самых важных недостатков топографических подходов в оценке является то, что они не учитывают изменений, происходящих по мере роста и развития ребенка. Тем самым значительно ограничивая их практическое применение с точки зрения реабилитации.
А вот в плане функциональной оценки состояния пациента, широкое признание получила система GMFCS (система оценки больших моторных функций). Которая была предложена в 1997 году R.Palisano и соавт. Она учитывает степень двигательных возможностей и ограничений в повседневной деятельности для 5 возрастных групп. Имеет 5 классов.
Но! Она также имеет свои недостатки. Потому что границы функционального класса настолько широки, что могут дать только весьма отдаленное от истинной картины представление о состоянии ребенка и прогнозах в его развитии.
Часто я вижу растерянных родителей, которые «заблудились» во всей этой классификации и терминах. И не знают чему верить и что с этим делать. Дорогие мои, запомните такую вещь – эти классификации не отменяют и одна не исключает другую! Они являются дополнением и уточнением друг Друга!!!
Скажу больше, что даже сочетание топографической и функциональной классификации все равно оставляют огромное количество открытых вопросов. Ведь не бывает двух одинаковых поражений нервной системы.
Оценку функций ребенка с дцп начинают с определения общего уровня двигательного развития, сравнения этих данных с возрастной нормой и обозначения основных ограничений в повседневных передвижениях. Затем идет оценка походки, функции рук, положение конечностей.
Помимо визуального анализа двигательного репертуара ребенка, используют специализированные приемы и шкалы.
Приведу наиболее полно освещенные (вдруг кому-то из вас это будет полезным).
- Детальная оценка моторных навыков с использованием шкал измерения больших моторных функций (GMFM-66, GMFM-88);
- Шкала оценки функций передвижения (FMS)
- Шкала клинического наблюдения походки (OGS);
- Шкалы оценки функции верхней конечности (мануальные навыки- MACS, двуручная мелкая моторика – BFMF, вспомогательная функция руки — АНА, качество навыков верхней конечности – QUEST);
- Шкалы оценки дополнительных функций (общение — CFCS, питьё и питание – EDACS, зрительная функция — VFCS).
Как видите, подобных шкал очень много, но я хочу остановиться и раскрыть подробно именно те, на которые сама активно опираюсь в работе. А именно классификация мануальных навыков – MACS (Manual Ability Classification System) и классификация нарушения функции руки при гемипарезе по A. Ferrari.