БОБАТ

Введение

Концепция Бобат — это подход к решению проблем, используемый при оценке и лечении людей с нарушениями движения и постурального контроля вследствие поражения Центральной Нервной Системы (далее ЦНС).[1]

Она названа в честь Берты Бобат, физиотерапевта, и ее мужа Карла, психиатра/нейропсихиатра, которые предложили этот подход для лечения пациентов с аномалиями центральной нервной системы.

Они разработали этот подход для эффективного лечения нервно-моторных дисфункций, проявляющихся у детей с церебральным параличом (далее ДЦП). 

Ранее отрезы, бандажи, пассивное растяжение и хирургическое вмешательство были наиболее распространенными формами вмешательств. 

Концепция Бобат стала новым ориентиром, по которому дети с ДЦП рассматриваются, как имеющие трудности с контролем осанки и движением против гравитации[2].

Международная ассоциация была основана в 1983 году группой опытных инструкторов Бобата для содействия разработке концепции Бобата. С 1996 года она известна как Международная ассоциация подготовки инструкторов Бобата (IBITA)[1].

Что такое Нейроразвивающая терапия?

Нейроразвивающая терапия, основана на предположении, что наличие нормальных постуральных рефлекторных механизмов является основополагающим для выполнения двигательного навыка. Нормальные постуральные рефлекторные механизмы состоят из реакции  выпрямления и равновесия, реципрокной иннервации и координации. Выделение аномального тонуса и тонических рефлексов, наблюдаемое при Церебральных Параличах (далее ЦП), препятствует развитию реакций выпрямления и равновесия[2].

Это целостная междисциплинарная модель клинической практики, основанная на исследованиях, в которых особое внимание уделяется индивидуальному подходу к развитию исполнительных действий у детей с двигательными нарушениями на основе их интересов и их вовлечения в жизненные ситуации. Специалист использует модель Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (далее МКФ) для оценки и составления индивидуальной программы помощи и её реализации с целью получения достижимых результатов у клиентов, с привлечением лиц, осуществляющих уход [5].

  • Независимо от степени тяжести, с людьми любого возраста с повреждением ЦНС можно работать с помощью этого подхода. Это отличает подход от других форм лечения, таких как моторное повторное обучение или двигательная терапия, вызванная ограничениями, которые могут работать только у людей с высокой функциональностью[1].
  • Он соответствует Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья. В нем делается акцент на двух взаимозависимых аспектах, важных для оптимизации двигательного восстановления после инсульта:
    • интеграция постурального контроля и выполнения задач и
    • выборочный контроль движений для выработки скоординированных последовательностей движений.
  • Кроме того, вклад сенсорных входов в моторный контроль и моторное обучение всегда был жизненно важным направлением концепции Бобата.

Клиническое применение концепции Бобат

Контроль моторики

Концепция Бобата касается сенсорики, восприятия и адаптивного поведения наряду с двигательной проблемой, которая затрагивает всего пациента. Это целенаправленный и ориентированный на конкретные задачи подход, направленный на организацию внутренней (проприоцептивной) и внешней (экстероцептивной) среды нервной системы для эффективного функционирования индивида. Это интерактивный процесс между пациентами и терапевтами[3].

Терапия фокусируется на следующем:

  • нервно-мышечная система, спинной мозг и высшие центры для изменения двигательной активности,
  • нейропластичность, интерактивная нервная система и индивидуальное выражение движений.
  • преодоление слабости нервного возбуждения после поражения UMN путем избирательной активации кожных и мышечных рецепторов[3].

Терапевты должны обладать знаниями принципов обучения моторики: активное участие, возможности для практики и значимые цели. Концепция Бобата требует обучения в различных реальных ситуациях, а не просто практики в терапевтическом отделении. Специфические для конкретной задачи модели мышечной активации и сенсорный вход позволяют успешно выполнить задание в различных контекстах и условиях, принимая во внимание перцептивные и когнитивные требования. [1]

Терапия направлена на устранение аномальных, стереотипных паттернов движений, которые мешают функционированию. Она направлена на предотвращение развития спастичности и улучшение остаточных функций. Терапевты могут воздействовать на гипертонию на неневральном уровне, влияя на длину и диапазон мышц. Терапевты работают с тонусом для улучшения движения, а не для нормализации тонуса. Тонус может быть снижен с помощью [3] :

  1. мобилизации мышц и тугоподвижных суставов,
  2. растяжения мышц,
  3. практики более нормальных паттернов движения, и
  4. за счет более эффективного, менее трудоемкого выполнения функциональных задач
  5. переноса веса

Сенсорные системы

Опорно-двигательный аппарат

Подход Бобат рассматривает проблемы, возникающие в результате нарушения развития центральной нервной системы, которые влияют на сенсорно-моторное, когнитивное, перцептивное, социальное и эмоциональное развитие человека.

Это подход / концепция, а не метод

  • Он признает, что все пациенты с повреждениями нейронов обладают потенциалом для улучшения функционирования.
  • Он признает необходимость тщательного анализа функциональных навыков каждого пациента.
  • Основан на имеющихся фактических данных
  • Это важный подход к реабилитации пациентов с неврологическими травмами.
  • В США концепцию Бобата обычно называют «нейро-развивающим терапией» (NDT).
  • Она основана на способности мозга к перестройке и реорганизации (нейропластичности).
  • Это мультидисциплинарный подход, в котором участвуют физиотерапевты, эрготерапевты, логопеды и языковые терапевты.
  • У людей с патофизиологией ЦНС наблюдаются нарушения осанки и движений и последующие ограничения функциональной активности.

Живая концепция

Подход Нейроразвивающей терапии/Бобат продолжает обогащаться с появлением новых теорий, новых моделей и новой информации в науках о движении. В концепции нейроразвивающей терапии произошли изменения, но некоторые аспекты остались прежними.

Аспекты, которые остаются неизменными:

  1. Это подход, основанный на решении проблем и оценках.
  2. Тонус играет важную роль в структуре движений и постуральном контроле и непосредственно влияет на выполнение функциональных задач.
  3. Работа с руками является основным методом для улучшения функционального и постурального выполнения задач.
  4. Людей поощряют к активному участию во время лечебных сеансов.
  5. Функциональная тренировка является важным этапом в развитии.

Аспекты, которые были изменены:

  1. Нейронные и не нейронные компоненты могут быть подвержены влиянию тонуса.
  2. Спастичность редко является основным источником двигательных нарушений пациента[3]

Кроме того, по мере изменения характеристик популяции с патофизиологией ЦНС, подход продолжает развиваться.[4]

Споры об эффективности нейроразвивающей терапии.

Есть некоторые разногласия по поводу того, что нейроразвивающая терапия является одним из методов лечения, который больше не следует использовать, вы можете прочитать об этом подробнее здесь

Источники

Концепция Бобата. (2008, 23 августа). В Википедии, Свободной энциклопедии. Проверено 12 мая 2023 http://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Bobath_concept&oldid=233811831

Ссылки

  1. ↑ Перейти к:1.0 1.1 1.2 1.3 Грэм Дж.В., Юстас С., Брок К., Суэйн Э., Ирвин-Каррутерс С. Концепция Бобата в современной клинической практике. Темы в реабилитации после инсульта. 1 Января 2009; 16(1):57-68.
  2. ↑ Перейти к:2.0 2.1 , сочетающему принципы нейроразвивающего лечения и сенсорной интеграции. Подход к детской терапии. Эрна И. Бланш, Тина М. Боттичелли, Мэри К. Коридор.
  3. ↑ Перейти к:3.0 3.1 3.2 3.3 Концепции, теории и клинической практике Бобата в неврологической реабилитации
  4. ↑ Концепция Бобата. (2008, 23 августа). В Википедии, Свободной энциклопедии. Проверено 12.05.2023.
  5. Бобат Б., Бобат К. Нейро-развивающее лечение. In: Scrutton D. et al., 1984. Руководство двигательных нарушений у детей с церебральным параличом. Клиники в медицине развития 90,Spastics International Medical Publications, Oxford. P. 6-1.
  6. О ранней помощи детям и их семьям
  7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МКФ И ОЦЕНОЧНЫХ ШКАЛ В МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. Проверено 12.05.2023.
  8. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом дауна. Проверено 12.05.2023.