Определение
Детский Церебральный паралич (ДЦП) — это расстройство движения и осанки, которое появляется в младенчестве или раннем детстве в результате повреждения головного мозга. Повреждение головного мозга является постоянным и не может быть вылечено, но чем раньше начать вмешательство, тем больше навыков можно развить. Любое непрогрессирующее повреждение центральной нервной системы (ЦНС), происходящее в течение первых 2 (некоторые говорят, 5) лет жизни, считается ДЦП. В литературе существует несколько определений ДЦП, хотя все они могут немного отличаться по формулировке, все они похожи и могут быть обобщены следующим образом:
Детский Церебральный Паралич представляет собой группу постоянных, но не неизменных нарушений движения и / или осанки и двигательной функции, которые возникают из-за непрогрессирующего вмешательства, поражения или аномалии развивающегося / незрелого мозга[1].
Это определение специально исключает прогрессирующие нарушения двигательной функции, определяемые как потеря ранее приобретенных навыков в первые 5 лет жизни.
Временные рамки черепно-мозговой травмы
Диагноз ДЦП ставится, если повреждение головного мозга возникает в течение одного из следующих периодов:
- Внутриутробный период — от зачатия до начала родов.
- Родовой период — от 28 недель внутриутробно до 7 дней.
- Послеродовой период — первые два года (а некоторые говорят, что и пять лет) жизни.
- После 5 лет мы говорим об инсульте или черепно-мозговой травме.
Эпидемиология и этиология
К сожалению, трудно получить доступ и прояснить распространенность и уровень заболеваемости инвалидностью в условиях ограниченных данных статистики.
Например:
в СССР в 1974 году в среднем было 2,5 ребенка с ДЦП на 1000 рожденных,
в США в 1975 году – 1,5 ребенка.
В 1966 году в Англии рождался 1 ребенок с ДЦП на 1000 новорожденных,
а в это же время в спокойной Швейцарии — уже 6 детей,
во Франции – от 1 до 8.
Россия, к сожалению, отстала от показателей СССР. Считается, что в России число больных детей в среднем от 2,5 до 5,9 на 1000 рожденных (а по другим источникам — 4-4.7 человек на 1000 рожденных).
Также я находила цифры, что на 1000 рожденных,
5-9 детей — в Казахстане,
2-3 ребенка — на Украине и
3-4 ребенка — в США.
Растет не только распространенность детской инвалидности, а ДЦП является одним из самых дорогостоящих хронических заболеваний, но и увеличивается ожидаемая продолжительность жизни.
В России данным за 2022 год родились 1 млн 306 тыс. 162 младенца. (Росстат РФ, Архив оперативных данных по ЕДН за 2022 год). Предположительно из них 216 тысяч с недиагностированным с ДЦП. Достоверные статистические данные будут только в 2025 году, после подверженния диагнозов для инвалидности.
Детский церебральный паралич является наиболее распространенной двигательной инвалидностью в детском возрасте. Этиология ДЦП очень разнообразна и многофакторна. Причины являются врожденными, генетическими, воспалительными, инфекционными, бескислородными, травматическими и метаболическими. Повреждение развивающегося мозга может быть пренатальным, натальным или постнатальным. До 75-80% случаев связаны с пренатальной травмой, и менее 10% — со значительной родовой травмой или асфиксией. Наиболее важным фактором риска, по-видимому, является недоношенность и низкая масса тела при рождении, при этом риск ДЦП увеличивается с уменьшением гестационного возраста и массы тела при рождении.
Популяционные исследования со всего мира сообщают о показателях распространенности ДЦП в диапазоне от 1,5 до более чем 4 на 1,000 новорожденых или детей определенного возрастного диапазона. Последние достижения в области ведения новорожденных и акушерской помощи не показали снижения заболеваемости ДЦП. Со снижением уровня младенческой смертности фактически наблюдается рост заболеваемости и тяжести ДЦП. Заболеваемость у недоношенных детей намного выше, чем у доношенных. Церебральный паралич чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек, и чаще встречается среди чернокожих детей, чем среди белых детей.
Большинство детей, у которых выявлен ДЦП, страдают спастическим церебральным параличом (77,4%). Более половины детей, у которых выявлен ДЦП (58,2%), могут ходить самостоятельно, 11,3% передвигаются с помощью портативного устройства передвижения, а 30,6% имеют ограниченную способность к ходьбе или вообще не имеют ее. У многих детей с ДЦП также есть по крайней мере одно сопутствующее заболевание (например, у 41% эпилепсия).
Заболеваемость ДЦП не снизилась, несмотря на улучшение перинатальной и акушерской помощи. Даже в центрах, где существуют оптимальные условия для перинатального ухода и асфиксия при рождении встречается относительно редко, частота ДЦП у доношенных детей осталась прежней.
Общая распространенность заболевания во всем мире увеличилась за последние десятилетия в связи с повышением уровня выживаемости. Правда рост числа детей, которым поставили этот диагноз, неразрывно связан и с ростом качества медицины. Звучит странно, но этому есть объяснение. Например, сегодня вполне успешно выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм. И, в большинстве случаев, риск возникновения церебрального паралича возрастает именно у недоношенных детей. Несколько десятилетий назад ситуация с вынашиванием недоношенных детей была существенно хуже с большим числом летальных исходов.
Вот некоторые факты об эпидемиологии ЦП:
- В западных странах заболеваемость составляет 2-2,5 на 1000 новорожденых
- Распространенность колеблется в пределах 1-5 на 1000 младенцев в разных странах.
- Достоверных статистических данных по азиатским странам нет.
- Некоторые пострадавшие дети не выживают
- Этиология
Улучшение медицинского обслуживания привело к снижению заболеваемости ДЦП среди некоторых детей. Достижения в области медицины также привели к выживанию детей, которые ранее умерли бы в раннем возрасте.
Изменился и тип церебрального паралича:
- В 60-е годы атетоидный/дискинетический ДЦП составлял примерно 20% детей с ДЦП.
- Сегодня этот тип встречается только у 5-10%, а спастический церебральный паралич составляет 80-90% детей с ДЦП.
- Это снижение в основном связано с успехами в лечении гипербилирубинемии (билирубин токсичен для клеток мозга. Если у ребенка тяжелая желтуха, существует риск попадания билирубина в мозг, т.е. острая билирубиновая энцефалопатия. Оперативное лечение может предотвратить значительный длительный ущерб)[2].
- Рост числа случаев спастического церебрального паралича в основном обусловлен более высокой выживаемостью (очень маленьких недоношенных) детей.
- Наиболее распространенная причина ДЦП — идиопатическая, что означает, что причина повреждения мозга во время беременности неизвестна.
Факторы риска
Для каждой стадии, на которой у ребенка может развиться ДЦП, существуют свои факторы риска. Их можно разделить на внутриутробные, родовые и послеродовые.
Внутриутробные
- недоношенность плода (гестационный возраст меньше 36 недель);
- низкий вес при рождении (менее 2500 г);
- эпилепсия у матери;
- гипертиреоз (синдром, обусловленный гиперфункцией щитовидной железы) у матери;
- инфицированность TORCH-инфекциями (внутриутробные инфекции, развивающиеся наиболее часто и представляющие для плода большую опасность: токсоплазмоз, вирус краснухи, цитомегаловирус, вирус простого герпеса);
- кровотечения в третьем триместре беременности;
- слабость шейки матки;
- тяжелый токсикоз;
- интоксикация токсическими веществами, прием токсических лекарственных препаратов во время беременности;
- травма;
- многоплодная беременность;
- фетоплацентарная недостаточность.
Родовые
- Продолжительные и тяжелые роды;
- преждевременный разрыв плодных оболочек;
- неправильное вставление головки плода;
- кровотечение при предлежании плаценты;
- брадикардия плода;
- гипоксия плода в родах;
- родовая травма.
Послеродовые (0-2 года)
- Инфекция центральной нервной системы (энцефалит, менингит)
- Гипоксия
- Судороги
- Коагулопатии
- Неонатальная гипербилирубинемия
- Травма головы
Невозможно предсказать, как мозг ребенка будет поврежден одним из этих факторов или какова будет степень повреждения. Ни один из этих факторов не всегда приводит к повреждению мозга, и даже если повреждение мозга происходит, оно не всегда приводит к ДЦП.
Например: У некоторых детей в результате менингита может быть изолированная потеря слуха, у других — тяжелая умственная отсталость, а у третьих — ДЦП.
Классификация детского церебрального паралича
Практика классификации детского церебрального паралича позволяет группировать случаи со схожими характеристиками. Важно классифицировать различные признаки ДЦП, так как это помогает установить реалистичные ожидания и влияет на лечение[3]. Церебральный паралич часто классифицируется на основе нескольких факторов, включая тяжесть, топографическое распределение (какие части тела поражены), мышечный тонус и функциональные способности[4].
- Степень тяжести может быть классифицирована как легкая, умеренная или тяжелая. Эта классификация является широкой и не имеет конкретных критериев, но она обеспечивает простой способ сообщить о масштабах обесценения.
- Топографическое распределение относится к тому, какие части тела поражены. Это полезная классификация в сочетании с классификацией двигательных функций, поскольку она дает описание того, как и где человек страдает церебральным параличом, что может служить основой для протоколов лечения.
- Мышечный тонус относится к влиянию церебрального паралича на мышечный тонус и то, как мышцы работают вместе. Два термина, используемые для описания мышечного тонуса, — это гипертония (повышенный мышечный тонус, часто приводящий к очень жестким конечностям, связанный со спастическим церебральным параличом) и гипотония (снижение мышечного тонуса, часто приводящее к рыхлым, гибким конечностям, связанным с неспастическим церебральным параличом).
Более поздним развитием в классификации церебрального паралича является функциональная система классификации, которая фокусируется на функциональных способностях детей в области познания, самообслуживания, мобильности и социальных аспектов. Существует несколько систем классификации, в том числе система оценки глобальных моторных навыков (GMFCS), Система оценки ручных способностей (MAC) и Система оценки коммуникационных функций (CFCS)[5][6]. Эти системы могут использоваться как профессионалами, так и родителями для наблюдения за различными областями развития и разработки целей и вмешательств.
GMFCS, в частности, является широко используемым инструментом, который оценивает самостоятельные движения при сидении, ходьбе и мобильности на колесах. Эта система классифицирует детей по пяти порядковым уровням в пяти возрастных группах с акцентом на типичную успеваемость ребенка в различных условиях. Возрастные группы, рассматриваемые в этой системе, составляют менее 2 лет, от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, от 6 до 12 лет и от 12 до 18 лет. Уровни различия сосредоточены на функциональных способностях, а также на использовании и типе вспомогательных средств для достижения мобильности[7].
Существуют и другие, более поздние инструменты для классификации церебрального паралича, такие как Шведская классификация (SC) и Эпиднадзор за церебральным параличом в Европе (SCPE), оба из которых требуют от клинического терапевта выявления преобладающего двигательного расстройства. Хотя инструменты SC и SCPE могут помочь в описании презентации ребенка, они не предоставляют никаких критериев для регистрации функциональных способностей ребенка. Идентификация, описание и классификация функциональных способностей ребенка также может повысить надежность диагностики детей с церебральным параличом.[8]
Шведская классификация (SC) церебрального паралича использует топографо-описательный подход. Он описывает тип мышечного тонуса (спастический, дискинетический, атаксический или смешанный), а также количество и распределение пораженных конечностей (моноплегия, гемиплегия, диплегия, тетраплегия и квадриплегия). Эпиднадзор за церебральным параличом в Европе (SCPE) развил эту концепцию и предложил новую классификацию подтипов церебрального паралича в 2000 году. Система классификации SCPE предлагает блок-схему принятия решений, помогающую в классификации по неврологическим и топографическим категориям с четко определенными симптомами и требованиями, предусмотренными для каждой неврологической категории. В отличие от СК, система SCPE делит спастический церебральный паралич на отделы верхних или нижних конечностей с двусторонним или односторонним поражением.
Однако все еще существует некоторая неопределенность в отношении обоснованности и надежности этих классификаций. Согласно Розенбауму и др., дети с церебральным параличом должны по-прежнему классифицироваться по преобладающему типу нарушения тонуса или движения, такому как спастичность, дистония, хореоатетоз или атаксия[9].Они также рекомендуют классифицировать любые другие наблюдаемые аномалии тона или движения как вторичные на основе их анатомического распределения особенностей.
Подтипы церебрального паралича
Многие дети с ДЦП имеют смешанную форму церебрального паралича. Здесь определение и классификация используются в соответствии с принятыми в Европе. Более подробную информацию об определениях, результатах некоторых исследований, обмене информацией о клинической практике ДЦП в Европе вы можете найти после регистрации здесь. Эпиднадзор за церебральным параличом в Европе был создан в 1998 году. См. рисунок.
Анатомические классификации
Анатомическая классификация выглядит следующим образом:
- Односторонний: поражается одна сторона тела
- Двусторонний: поражаются обе стороны тела
Спастический церебральный паралич: используются для различения квадриплегии, диплегии и гемиплегии. Спастический церебральный паралич бывает двусторонним или односторонним.
Дискинетический церебральный паралич и атаксический церебральный паралич: всегда затрагивают все тело (двусторонне).
Спастичность
Спастичность определяется как увеличение физиологической устойчивости мышц к пассивному движению. Это часть синдрома верхних двигательных нейронов, характеризующегося гиперрефлексией, клонусом, разгибательными подошвенными реакциями и примитивными рефлексами. Спастический церебральный паралич является наиболее распространенной формой ДЦП. Приблизительно от 80% до 90% детей с ДЦП имеют спастический церебральный паралич.
Спастический церебральный паралич характеризуется, по крайней мере, двумя из следующих симптомов, которые могут быть односторонними (гемиплегия) или двусторонними:
- Ненормальная осанка и/или движение
- Повышенный тонус (не обязательно постоянно)
- Патологические рефлексы (гиперрефлексия или пирамидные признаки, например, реакция Бабинского)
Традиционно мы выделяли три типа спастического ДЦП:
- Гемиплегия
- Диплегия
- Паралич четырех конечностей.
Гемиплегия (односторонняя)
При гемиплегии поражается одна сторона тела, причем верхняя конечность обычно поражается сильнее, чем нижняя. Вероятны судорожные расстройства, нарушение поля зрения, тактильная агнозия и потеря проприоцепции. Двадцать процентов детей со спастическим церебральным параличом страдают гемиплегией. Во многих случаях причиной является очаговое травматическое, сосудистое или инфекционное поражение. Односторонний инфаркт головного мозга с постгеморрагической порэнцефалией (кисты или полости внутри полушария головного мозга) можно увидеть на магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Диплегия (двусторонняя)
При диплегии сильно поражаются нижние конечности, а руки – легкие. Интеллект обычно в норме, а эпилепсия встречается реже. Пятьдесят процентов детей со спастическим церебральным параличом имеют диплегию. История недоношенности является обычной. Диплегия становится все более распространенной по мере того, как выживает больше детей с низкой массой тела при рождении. МРТ выявляет легкую перивентрикулярную лейкомаляцию (ПВЛ).
Квадриплегия (двусторонняя)
При квадриплегии задействованы все четыре конечности, туловище и мышцы, контролирующие рот, язык и глотку. Тридцать процентов детей со спастическим церебральным параличом имеют квадриплегию. Более серьезное поражение нижних конечностей часто встречается у недоношенных детей. У некоторых наблюдается перинатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия. МРТ выявляет перивентрикулярную лейкомаляцию (ПВЛ).
Дискинетический ДЦП
Аномальные движения, которые возникают, когда ребенок инициирует движение, называются дискинезией. Дизартрия, дисфагия и слюнотечение сопровождают проблему движения. Интеллектуальное развитие, как правило, нормальное, однако тяжелая дизартрия затрудняет общение и заставляет постороннего думать, что у ребенка есть интеллектуальные нарушения. Нейросенсорная дисфункция слуха также ухудшает коммуникацию. Дискинетический церебральный паралич составляет примерно от 10% до 15% всех случаев ДЦП. Гипербилирубинемия или тяжелая аноксия вызывает дисфункцию базальных ганглиев и приводит к дискинетическому церебральному параличу.
Дискинетический церебральный паралич характеризуется следующими симптомами:
- Ненормальная осанка и/или движение, и
- Непроизвольные, неконтролируемые, повторяющиеся, иногда стереотипные движения пораженных частей тела
Дискинетический церебральный паралич может быть:
- Дистонический церебральный паралич, в котором преобладают как гипокинезия, так и гипертония, или
- Хореоатетотический церебральный паралич, в котором преобладают как гиперкинезии, так и гипотонияю
Атаксический ДЦП
Атаксия – это потеря равновесия, координации и контроля мелкой моторики. Дети, страдающие атаксией, не могут координировать свои движения. Они являются гипотоническими в течение первых 2 лет жизни. Мышечный тонус становится нормальным, и атаксия становится очевидной в возрасте от 2 до 3 лет. Дети, которые могут ходить, имеют широкую походку и легкий тремор намерений (дисметрия). Ловкость и контроль мелкой моторики оставляет желать лучшего. Атаксия связана с поражениями мозжечка. Атаксия часто сочетается со спастической диплегией. Большинство детей с атаксией могут ходить, но некоторым нужны ходунки.
Атаксический церебральный паралич характеризуется следующими симптомами:
- Ненормальная осанка и/или движение
- Потеря упорядоченной мышечной координации, так что движения выполняются с ненормальной силой, ритмом и точностью
Смешанный ДЦП
Дети со смешанным типом церебрального паралича обычно имеют легкую спастичность, дистонию и / или атетоидные движения. Атаксия может быть компонентом двигательной дисфункции у детей этой группы. Атаксия и спастичность часто возникают вместе. Спастическая атаксическая диплегия является распространенным смешанным типом, который часто связан с гидроцефалией. [10][11]
Мозг
Вот некоторая клиническая терминология, используемая при разговоре о церебральном параличе:
- Тонус
- Место поражения
- Спастика
- Кора головного мозга
- Дискинетический
- Базальные ганглии — Экстрапирамидная система
- Гипотонический / атаксический
- Мозжечок
- Смешанный
- Рассеянность
Знание того, где может быть обнаружено повреждение, не повлияет на ваши вмешательства. Посмотрите на следующие снимки мозга, чтобы понять взаимосвязь между расположением повреждения и симптомами.
Проблемы, регулярно наблюдаемые у детей с церебральным параличом
В этой таблице выделены проблемы, с которыми сталкиваются дети с церебральным параличом в разных областях.
Неврологические | Опорно-двигательный аппарат | Сопутствующие проблемы |
Мышечная слабость Аномальный мышечный тонус Проблемы с балансом Потеря селективного контроля Патологические рефлексы Потеря чувствительности Трудности с глотанием |
Контрактуры Деформации |
Эпилепсия Проблемы со зрением Потеря слуха Речь и общение Трудности с кормлением и неспособность процветать Проблемы с дыханием Недержание Интеллектуальные нарушения |
Это изображение дает хороший наглядный обзор проблем, с которыми сталкиваются дети с ДЦП.
Сопутствующие проблемы
Церебральный паралич сам по себе может существенно повлиять на ребенка. Также необходимо лечить многие сопутствующие заболевания. Как специалист в области здравоохранения, важно понимать эти сопутствующие заболевания и думать о том, как они могут повлиять на ваши стратегии ведения ребенка.
Диагноз
Детский церебральный паралич является одной из основных причин детской инвалидности с множеством различных признаков, симптомов и проблем. Не существует единого теста, подтверждающего, есть ли у ребенка церебральный паралич или что-то еще. Не существует плана вмешательств для ребенка с церебральным параличом, и каждый ребенок индивидуален и уникален. Классификация крупной моторики, мелкой моторики и коммуникации поможет медицинским работникам и семье лучше понять способности ребенка и на что следует обратить внимание при вмешательствах.
Диагноз детского церебрального паралича основывается на клиническом описании. Диагноз не основан на результатах (биологического) теста или на результатах визуализации. Следовательно, диагноз может быть подвержен некоторой степени вариабельности. Это означает, что два педиатра могут не согласиться с диагнозом ДЦП для одного и того же ребенка. Иногда даже специалистам трудно провести различие между двусторонним спастическим церебральным параличом и дискинетическим церебральным параличом.
В идеале диагноз должен поставить педиатр или невролог, но некоторые дети с ДЦП в развивающихся странах никогда не обращались к врачу. Есть также много детей в развивающихся странах с ДЦП, которые ранее посещали многих врачей, но не имели хорошего объяснения значения и последствий диагнозов.
Продолжительность жизни
Смертность при ДЦП крайне вариабельна. Ожидаемая продолжительность жизни является нормальной для большинства детей с диплегией и гемиплегией, которые получают адекватную медицинскую помощь и имеют сильную поддержку семьи. Некоторые тяжело пострадавшие парализованные люди умирают от недоедания, инфекций или респираторных заболеваний, не достигнув подросткового возраста. В некоторых очень бедных и бедных ресурсами районах дети с церебральным параличом могут не дожить до 5 лет.
Вмешательства при детском церебральном параличе
Результаты в раннем детстве дают врачам информацию о развитии детей, родившихся экстремально недоношенными (ЭП, <28 недель гестации), но результаты в школьном возрасте более информативны в отношении функционирования на протяжении всей жизни. Согласно обзору[12], дети, родившиеся экстремально недоношенными, в школьном возрасте имеют значительно более высокие показатели интеллектуальной недостаточности, большее количество нарушений нейроразвития, более низкое качество жизни, связанное со здоровьем, более низкие исполнительные, академические и моторные функции, чем дети, родившиеся в срок. Понимание и знание целого ряда важных результатов в школьном возрасте может помочь в выборе конкретных мер вмешательства, направленных на периоды до, во время, после рождения и на протяжении всей жизни.
Цель и виды вмешательств уникальны для каждого ребенка с ЦП, поскольку их потребности отличаются в зависимости от уровня инвалидности. В этой таблице представлен отличный обзор целей лечения/вмешательств для каждого уровня инвалидности.
Легкая | Умеренный | Сильная |
Вмешательство будет сосредоточено на появлении и интеграции | Вмешательство будет сосредоточено на независимости и навыках ухода за собой | Вмешательство будет сосредоточено на комфорте и улучшенном уходе |
Коммуникация
Общение необходимо для выражения мыслей, чувств и потребностей. Каждый человек с ДЦП нуждается в способе общения, чтобы быть частью семьи и общества. Если ребенок может воспроизводить понятные звуки и слоги к 2 годам, у него, вероятно, будет нормальное вербальное общение, но необходимо учитывать тех, чьи коммуникативные навыки серьезно затронуты. Альтернативные методы, такие как методы общения, такие как простые коммуникационные доски у детей, которые испытывают трудности с речью.
Повседневная деятельность
Повседневная жизнь — это действия по уходу за собой, такие как кормление, туалет, купание, одевание и уход за собой в дополнение к приготовлению пищи и уходу за домом. Дискинетические и все вовлеченные дети имеют проблемы с ловкостью и контролем мелкой моторики, которые препятствуют независимости в повседневной жизни. Дети с гемиплегией и диплегией могут стать функциональными в этих областях. Иногда они нуждаются в помощи (трудотерапии). Отношение к семье является важнейшим фактором, определяющим уровень самостоятельности ребенка. Чрезмерная опека приводит к застенчивому и пассивному человеку, который не приобрел способности заботиться о себе.
Мобильность
Дети должны исследовать свое окружение, чтобы улучшить свои когнитивные способности. Мобилизация имеет решающее значение для маленького ребенка с инвалидностью для предотвращения вторичной умственной депривации. Использование инвалидных колясок или других механических напористых устройств может способствовать независимой мобильности в обществе, если ребенок не может мобилизоваться при ходьбе. Мобильность важна для функционирования в быстро меняющихся обществах, и люди, которые испытывают трудности с передвижением, всегда находятся в невыгодном положении. Во взрослом возрасте становление независимым членом общества и зарабатывание на жизнь зависит от независимой мобильности. Семьи рассматривают передвижение как наиболее важную проблему в детстве. Необходимо приложить все усилия для повышения способности ребенка ходить; Тем не менее, ходьба больше зависит от степени неврологических нарушений ребенка, а не от количества физиотерапии, операции или фиксации, которые они получают. Ребенок может достичь своего максимального потенциала с практикой.
Сосредоточение внимания на передвижении не должно приводить к пренебрежению общением и когнитивным развитием. Приоритеты меняются в подростковом возрасте, так как они нуждаются в образовании, самостоятельности и активной социальной жизни. Хотя передвижение по-прежнему важно, оно требуется меньше для функционирования. Изучение того, как использовать компьютеры, может принести пользу подростку в долгосрочной перспективе, а не иметь возможность предпринять несколько шагов с помощью.
Мобильность важна для ребенка, тогда как социальная идентичность и независимость более ценны для подростка. Протокол исследования направлен на оценку осуществимости танцевального вмешательства для детей дошкольного возраста (скорректированный возраст 3 года), родившихся крайне недоношенными (ВП)/с чрезвычайно низкой массой тела при рождении (ВЛВ) с двигательными нарушениями.
Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (ICF) может быть использована для описания подхода к лечению ДЦП.
Вы можете рассмотреть ссылки ниже , чтобы лучше понять ДЦП.
Ссылки
- SCPE. Dev Med Child Neurol 42 (2000) 816-824
- Клиника Майо Желтуха у младенцев Доступно с: https://www.mayoclinic.org/diseases-conditions/infant-jaundice/symptoms-causes/syc-20373865 (по состоянию на 19.06.2023)
- Чуквукере Огоке С. Клиническая классификация детского церебрального паралича [Интернет]. Детский церебральный паралич – клинические и терапевтические аспекты. ИнтехОпен; 2018 г.
- Моррис К. Определение и классификация детского церебрального паралича: историческая перспектива. Медицина развития и детская неврология. 2007 Февраль;49:3-7.
- Моррис К. Разработка системы классификации крупной моторики (1997). Медицина развития и детская неврология. 2008 Янв;50(1):5-5.
- Палисано Р.Дж., Эйвери Л., Гортер Дж.В., Галуппи Б., Маккой С.В. Стабильность системы классификации грубых двигательных функций, системы классификации ручных способностей и системы классификации коммуникационных функций. Dev Med Child Neurol. 2018 Oct;60(10):1026-32.
- Может ребенок. GMFCS — Система классификации грубых двигательных функций E & R — расширена и пересмотрена. Доступно с: https://canchild.ca/en/resources/42-gross-motor-function-classification-system-expanded-revised-gmfcs-e-r
- Бакс М., Гольдштейн М., Розенбаум., Левитон А., Панет Н., Дэн Б. и др. Предлагаемое определение и классификация церебрального паралича, апрель 2005 г. Dev Med Child Neurol. [Обзор]. 2005 Август;47(8):571-6
- Розенбаум., Панет Н., Левитон А., Гольдштейн М., Бакс М., Дамиано Д. и др. Доклад: определение и классификация церебрального паралича, апрель 2006 года. Dev Med Child Neurol Suppl. 2007 Feb;109:8-14
- Эмма Джайлс. Академия Хана — Типы церебрального паралича Часть 1: Спастический. Доступно с: http://www.youtube.com/watch?v=cR_pX8RE95E [по состоянию на 20.09.23]
- Эмма Джайлс. Академия Хана — Типы церебрального паралича Часть 2: дискинетическая и атаксия. Доступно с: http://www.youtube.com/watch?v=Z7TwzSHnmCk [по состоянию на 20.09.23]
- Дойл Л.В., Спиттл А., Андерсон.Дж., Чонг Дж.Л. Исходы развития нервной системы в школьном возрасте у детей, рожденных крайне недоношенными. Архивы болезней в детстве. 2021 г. 24 мая.
- Кэмерон К.Л., МакГинли Дж.Л., Эллисон К., Фини Н.А., Чонг Дж.Л., Спиттл А.Дж. Dance PREEMIE, танцевальное вмешательство для детей с двигательными нарушениями в дошкольном возрасте: австралийский протокол технико-экономического обоснования. BMJ открытый. 2020 Янв 1;10(1).
- Формы ДЦП | Справка.Неинвалид.ru (neinvalid.ru)
- Данные Федеральной службы государственной статистики. 3.17. Дети-инвалиды по заболеваниям, обусловившим возникновение инвалидности (по данным Минздрава России).