ИНТЕРЕСНОЕ

Методика Войта в детском возрасте — ответы на часто задаваемые вопросы родителей [1]

  1. Если ребенок плачет во время упражнений, значит ли это, что ему больно?

Плач у ребенка (во время физических упражнений) имеет несколько причин:

а.) Если ребенок долгое время находится без одежды, он простужается, и вполне логично, что этот дискомфорт проявляется в плаче. Решением этой проблемы является использование гелевых подушечек, которые обеспечивают тепловой комфорт и вызывают у раздетого ребенка ощущение, подобное тому, как если бы его поместили в ванну с теплой водой.

б.) Другой довольно распространенной причиной является так называемая «позиционная неуверенность тела ребенка» — то есть, ребенок, который моторно незрел, не имеет возможности контролировать центр тяжести своего тела. Поэтому, если такого незрелого ребенка положить на плоский коврик, он начинает проявлять неустойчивость, раскидывая руки в попытке найти устойчивую опору. Ему некомфортно в таком состоянии, и он показывает свое недовольство плачем. Если мы возьмем его на руки, создав таким образом устойчивую опору, он полностью успокоится. Во время выполнения упражнения рефлекторно поднимаются ноги, голова, плечи, что, конечно же, усиливает чувство позиционной незащищенности и приводит к реакции тревоги в виде плача.

в.) Вероятно, самым значительным источником плача у детей во время терапии по методу Войта является неправильное общение с ребенком. Дети примерно до одного года обладают «всемогущим» способом общения, диктуя «как и когда говорить». Ребенок фактически инициирует, направляет и прекращает общение. Это врожденная невербальная модель поведения. Если обучать ребенка по методу Войта «неуклюжим» способом, не общаясь с ним, не получая «объяснений», что все в порядке, то ребенок будет расстроен, встревожен и заплачет. Именно плачем он требует объяснений и заверений в том, что родители контролируют ситуацию. Очень важно последовательно общаться с ребенком во время упражнения, даже если у него нет настроения для упражнения (ни у одного из них). Создание позитивной атмосферы без нервозности очень полезно. Регулярность занятий также помогает ребенку привыкнуть к нагрузкам, как умственным, физическим, так и с точки зрения его биоритмов.

г.) Если источником плача является боль, то это в ЛЮБОМ случае ошибка, боль создает защитную реакцию, которая мешает рефлекторным упражнениям, кроме того, плач, вызванный болью, продолжается, даже если ребенок находится на руках, также такой плач имеет другую характеристику, и родители быстро распознают, что это «серьезный плач», которым ребенок сигнализирует об опасности.

  1. Если я не выучу упражнения правильно, не могу ли я скорее навредить ребенку?

Даже не совсем правильное выполнение упражнений очень важно, как для ребенка, поскольку он постепенно привыкает к ним, так и для матери (отца), поскольку другого способа хорошо выучить упражнения нет. Однако упражнения, которые выполняются не идеально, не приносят вреда.

  1. Сложно ли упражнение — может ли его выполнить один человек?

Для маленького ребенка до года один человек справится с ним без труда; если в семье есть отзывчивый папа или бабушка, то, конечно, чередование упражнений очень поможет.

  1. Используются ли какие-либо специальные приспособления?

До сих пор не использовались никакие вспомогательные средства, за исключением тех, которые я начал внедрять, то есть шариков, эластичных бинтов (можно приобрести в медицинских магазинах), наклонных плоскостей. Я планирую использовать термогелевые прокладки и некоторые другие вспомогательные средства.

  1. Подходит ли метод Войты для всех?

Существует ряд показаний к применению методики Войты, у маленьких детей это в основном нарушения двигательного развития (нарушения центральной координации и тонуса – мышечное напряжение), состояния после акушерских переломов ключицы, недоразвитые ядра тазобедренных суставов, склонность к позе головы (невозможность поворачивать голову в обе стороны).У детей старшего возраста часто встречаются нарушения осанки, сколиоз и т.д. У взрослых методика Войты также используется при ряде нарушений опорно-двигательного аппарата. У детей раннего возраста следует соблюдать осторожность при лечении детей с доказанной и нестабильной эпилепсией.

  1. В каких случаях вы предпочитаете прекратить занятия физическими упражнениями на несколько дней (болезнь, вакцинация…)?

Необходимо прервать физические упражнения на 3-4 дня после вакцинации, особенно при возникновении реакции (температура, сонливость, утомляемость); распространенные заболевания (простуда, вирусные заболевания) требуют прерывать физические упражнения только в том случае, если температура сохраняется и ребенок устал, в противном случае вы можете заниматься спортом без ограничений.

  1. Что происходит в организме во время физических упражнений?

В организме стимуляция рефлекторных зон запускает (т.е. раздражение вызывает специфическую реакцию) «программу восстановления», см. ниже. В 50-х годах прошлого века доктор В. Войта обнаружил общие закономерности двигательного развития ребенка от рождения до момента его самостоятельного движения. Он изучил эти закономерности, чтобы найти методику реабилитации, подходящую для детей, которые были поражены расстройством опорно-двигательного аппарата (чаще всего после ДЦП). Он знал, что нормальное развитие движения имеет свои законы, через которые должен пройти каждый здоровый ребенок. Однако, поскольку он был блестящим наблюдателем и великим неврологом, он выяснил, что даже физически неполноценные люди подвергаются развитию, результатом которого является так называемый патологический стереотип движения. Нормальные стереотипы движения переносятся с нами во взрослую жизнь как часть нашего генетического оборудования. Также патологические паттерны движения «скрыто несут» в памяти следы.

Нарушения опорно-двигательного аппарата в период развития и в зрелом возрасте допускают запуск патологического стереотипа. Можно сказать, что физиологические (т.е. здоровые) двигательные стереотипы являются для мозга чем-то вроде «операционных программ» основ движения (поворота, выпрямления, ходьбы и захвата). Мы можем сравнить их с операционными программами компьютера. Если это не сработает, не будет никаких «специальных применений» движения. Эта более молодая в развитии, а также более хрупкая «оперативная программа физиологических основных движений» может быть где-то нарушена, например, инсультом или прооперированным суставом. В этом случае мозг использует старые операционные программы. Однако они знают только патологические стереотипы движения. Эта примитивная операционная программа либо вообще не может запускать «надстроечные приложения программ движения» (например, прыжки, танцы, игра на фортепиано и другие приобретенные двигательные навыки), либо запускает их по-разному искаженно и ошибочно, что видно по результирующему движению.

Цель каждой реабилитации на самом деле состоит в том, чтобы вернуться к более молодой операционной программе, в которой сложные двигательные приложения перезапускаются в совершенно нормальной форме.

Гениальность знаний доктора В. Войты заключается в том, что мозг с рождения был сохранен с помощью «резервной программы восстановления», которой нас снабдила природа. Эта способность, как правило, может быть отнесена к другим так называемым механизмам самовосстановления организма, таким как заживление сломанной кости или сломанной кожи. Для нормального и успешного протекания процесса заживления (например, перелома кости) необходимо обеспечить соответствующие условия – фиксацию костных отломков, покой, отсутствие нагрузки. Даже для «запуска» и успешного курса лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата с помощью резервной программы необходимо придерживаться определенных и выверенных условий – определенного положения тела, стимуляции «триггерных рефлекторных зон» на теле, рефлекторных (неконтролируемых) движений.

Можно выделить два типа этих движений – рефлекторное ползание и рефлекторное вращение. Со временем они были изменены. С практической точки зрения, это изометрическое движение, как будто мы «заморозили» фактическое движение на определенном этапе. Путем временного и пространственного суммирования стимулов, которые возвращаются в мозг, мы достигаем гораздо большей эффективности. Именно благодаря этой обратной связи программа восстановления может «заполнить отсутствующую поврежденную или поврежденную информацию и файлы». Это «вводит в действие» основную физиологическую операционную программу движения в максимально возможной степени. Эта программа необходима для физиологических двигательных стереотипов, которые впоследствии позволяют выполнять надстройку и сложные «прикладные программы» движения.

Метод лечения был назван Войтова в честь его создателя и стал применяться с большим успехом первоначально только у маленьких детей, которые были подвержены риску нарушения двигательного развития. Благодаря невероятной пластичности мозга, эта программа восстановления способна исправить даже большую двигательную инвалидность.

  1. Через сколько времени после приема пищи я могу начать заниматься физическими упражнениями со своим ребенком?

Вы можете заниматься упражнениями после того, как ребенок поест, довольно рано, у маленьких детей, находящихся на полном грудном вскармливании, до 3 месяцев вы можете начинать заниматься примерно через 15-20 минут, у более крупных детей, которые уже придерживаются более жесткой диеты, рекомендуется подождать не более 30 минут. Физические упражнения только замедляют переваривание пищи, так как к мышцам поступает больше крови. Методика Войты оказывает значительное влияние на весь пищеварительный тракт, поскольку она значительно нормализует мышечный тонус гладкой мускулатуры стенки желудка и кишечника, тем самым облегчая продвижение пищи по пищеварительному тракту, а впоследствии и опорожнение стула. Избиение маленьких детей в начале упражнения относительно быстро устраняется вышеуказанным воздействием.

  1. В какое время лучше всего заниматься физическими упражнениями в последний раз, чтобы ребенок не устал за весь день или, наоборот, после физических упражнений с трудом засыпал?

Практика показывает, что последнее упражнение желательно выполнять еще до вечернего купания малыша, что приводит к общему успокоению и расслаблению малыша перед сном.

  1. Как узнать, когда начинать заниматься с ребенком физическими упражнениями? Могу ли я делать это самостоятельно или мне нужно обратиться к врачу?
    У каждой мамы есть врожденное чувство того, как должно происходить развитие ребенка. Она подсознательно наблюдает за его проявлениями, особенно :
  • сила, насыщенность и четкость плача, гуления и крика
  • мышечное напряжение, «как ребенок ведет себя на ваших руках»
  • как ребенок лежит на коврике, прогибается ли он назад
  • как ребенок поднимает голову, ходит ли он
  • освобождены ли его руки от кулачков, как он хватает игрушки.
    Если речь ребенка не соответствует врожденным ожиданиям матери, она становится тревожной и беспокойной и начинает искать помощи и объяснений. Доктор Войта с большим уважением относился к этому врожденному материнскому инстинкту и никогда не недооценивал его и не принижал беспокойство матери. Над дверью его кабинета висела табличка с надписью: «МАМА ВСЕГДА ПРАВА». Именно благодаря этому он разработал метод ранней диагностики надвигающихся двигательных нарушений. Поэтому если мать обеспокоена «чем-то» в развитии своего ребенка, что она часто не может точно описать, то ей совершенно необходимо обратиться за профессиональной помощью. Настоящую профессиональную помощь, а не бравурный лепет о том, что «ребенок ленится», что «он из этого вырастет», что «все дети разные». Эти и подобные разговоры говорят лишь о том, что данный педиатр не в состоянии правильно обследовать ребенка с точки зрения психомоторного развития, не в состоянии четко определить, на какой стадии развития находится ребенок и почему он ведет себя так или иначе, и не знает скрининга развития, с помощью которого он мог бы очень надежно определить, развивается ли ребенок вполне нормально или у него есть какие-то отклонения в развитии. Отклонения в основном можно разделить на :
  • нарушения умственного развития (например, синдром Дауна)
  • нарушения физического развития, так называемые нарушения центральной координации и тонуса
  • нарушения смешанного типа
    Конечно, необходимо также определить степень нарушения, т.е. очень легкое, легкое, умеренное и тяжелое.
    Мать, которая пришла на обследование с подозрением, что развитие ее ребенка не совсем правильное, не должна отмахиваться от туманных заявлений, а настойчиво требовать четких и профессионально обоснованных ответов. В конце концов, именно за это она платит своему педиатру. Если она не получает такого ответа, ее долг — обратиться за профессиональной помощью к другому врачу. В своей предстоящей книге я постараюсь с вашей помощью создать своего рода «руководство» о том, как убедиться, что развитие идет полностью в соответствии с физиологическими нормами, и «руководство» о том, как распознать, насколько это возможно, в простых терминах, находится ли ребенок в группе риска по возможному моторному нарушению развития.
  1. Когда можно начинать заниматься с ребенком?
    При необходимости можно начать заниматься вскоре после рождения (через 2-3 дня)
  2. Когда самое позднее время начинать заниматься с моим ребенком?
    Я не совсем понимаю вопрос, но можно сказать, что если у ребенка есть расстройство любого типа, то промедление неправильно, так как уменьшает шансы на нормализацию расстройства (или значительно уменьшает их). В течение первого года созревающий мозг очень «пластичен», доктор Войта говорил, что мозг «беременен» возможностями. Развивающееся вещество мозга способно образовывать множество замещающих связей, которые позволяют закрыть, а иногда и полностью устранить даже серьезный дефект. Дефект как в смысле анатомического нарушения, то есть разрушения части мозговой ткани, например, в результате послеродового кровоизлияния в мозг, или повреждения из-за неонатальной желтухи и т.д., так и в смысле функционального нарушения, то есть неспособности сформировать достаточно функциональную нейронную сеть, необходимую для функционирования анатомически неповрежденного мозга. Поэтому чем раньше начать заниматься физическими упражнениями, тем лучше.
  3. По какой причине ребенок плачет во время одного упражнения, а со временем получает массу удовольствия от того же упражнения?
    В начале упражнения ребенок испытывает «позиционную неуверенность», которая его раздражает, но с повторной практикой формируются мозговые связи, которые позволяют ребенку «контролировать свой центр тяжести» в позиции, и таким образом исчезает чувство неуверенности, которое вызывает беспокойство, а затем и плач. И наоборот, когда ребенок уверенно держит позу, он «получает удовольствие», поскольку может выполнять разнообразные новые «веселые» движения, которые раньше вызывали у него тревогу. Это можно сравнить с обучением езде на велосипеде. В первые несколько уроков ребенок также чувствует себя очень неуверенно, часто с тревожно расширенными зрачками глаз, но по мере того, как он постепенно осваивает балансирование, координацию педалирования и управление велосипедом одновременно, у него возникает чувство эйфории от новых возможностей движения…
  4. Как долго я буду заниматься со своим ребенком? Когда я могу прекратить упражнения?
    Упражнения имеют смысл до тех пор, пока развитие вашего ребенка полностью не нормализуется. Это, конечно, индивидуально и связано с типом и степенью расстройства. Скорость нормализации зависит также от того, когда были начаты физические упражнения. Чем раньше выявлено расстройство и начаты занятия, тем быстрее нормализуется двигательное развитие, но, к сожалению, бывает и наоборот.
  5. Каковы будут последствия, если я не буду заниматься со своим ребенком?
    Последствия пренебрежения, конечно же, также полностью индивидуальны и будут зависеть от типа и степени нарушения. Центральные умеренные и тяжелые нарушения координации и тонуса чаще всего перерастают в тот или иной вид церебрального паралича. Церебральный паралич — это тяжелое двигательное нарушение опорно-двигательного аппарата, в которое ребенок «перерастает» без ранней диагностики и последующей интенсивной терапии. Конечно, существуют очень тяжелые, чаще всего комбинированные расстройства, которые даже при хорошем уходе имеют плохой прогноз, но они, к счастью, встречаются очень редко.
    Очень легкие и слабовыраженные расстройства, как правило, нарушают так называемое «автоматическое управление телом», и у таких детей заметны нарушения при стоянии, а также при ходьбе, когда нарушается стереотип походки за счет внутренней ротации тазобедренных суставов с одновременным покачиванием пальцев ног. Частым следствием этого является нарушение правильного развития продольного и поперечного сводов стопы. Другими серьезными нарушениями развития, которые впоследствии возникают из-за пренебрежения ранним уходом, являются дефекты осанки:
  6. Кто может показать мне упражнения?
    По закону, терапия по методу Войта разрешена только эрудированным физиотерапевтам, получившим трехлетнюю (бакалавр) или пятилетнюю (магистр) степень, а также прошедшим последипломное обучение по методу Войта. Не врачи, спортивные тренеры, массажисты или представители других профессий. Занятие терапией — дело ответственное, поэтому к нему нужно подходить взаимно.
  7. В какое время лучше всего заниматься физическими упражнениями? (после еды, до еды…)
    Рекомендуется выполнять упражнения через 15-30 минут после еды, в зависимости от возраста ребенка. Очень важно установить с ребенком ежедневный режим регулярных физических упражнений; это облегчит его адаптацию, сформирует привычку и биологический стереотип, который поможет ему лучше переносить физические нагрузки. Регулярность — очень важный фактор успеха. Полезно, если распорядок дня составлен в письменном виде и соблюдается, как школьное расписание.
  8. Правда ли, что ребенок, с которым занимаются по методу Войта, ранее был физически здоров? (раньше лазил, ходил и т.д.).
    Да, оказывается, у детей, особенно с очень слабыми и легкими нарушениями развития, благодаря методу Войта ускоряется созревание структур мозга, формируются более богатые нейронные сети, которые являются основой хорошей работоспособности и возможностей мозга в целом. Нередко эти дети встают и начинают ходить до 10-го месяца, их моторная координация и ловкость очень развиты. Степень зрелости грубой моторики также отражается в более быстром созревании мелкой моторики (ловкость рук, зрелое обращение с игрушками, рисование…) и в общем лучшем психомоторном развитии (более активное использование речи, музыкальность, лучшая способность устанавливать социальные контакты и т.д.).
  9. Помогает ли метод Войты при повышенном слюноотделении у маленьких детей? И если да, то до какого возраста ребенка?
    Упражнения нормализуют все стереотипы движения,
    в любом возрасте. Повышенное слюноотделение — это нарушение автоматизма глотания слюны, физиологически оно проявляется у маленьких детей примерно до 3 месяцев, затем нарушается способность постоянно глотать выделяющуюся слюну и тем самым предотвращать ее вытекание изо рта. При нарушениях центральной координации на первом году жизни сохранение спонтанного слюноотделения часто происходит из-за нарушения координации автоматического глотания. Постоянное спонтанное слюноотделение также является серьезной проблемой у умственно отсталых детей. Правильно подобранные упражнения позволяют добиться правильного автоматического сглатывания слюны даже у таких детей, даже в более старшем возрасте. У взрослых эта проблема может возникнуть после инсульта, и при этом расстройстве тоже можно добиться восстановления нарушенной функции глотания слюны с помощью хороших упражнений.
  10. Могут ли физические упражнения оказать негативное влияние на психику ребенка? Делает ли он что-то, чего не хочет, что-то неприятное и неестественное…
    Существующие исследования показали обратное, т.е. что дети, которых заставляли заниматься по методике Войта, имели лучшие отношения с родителем, который занимался с ними, чем с тем, который не занимался. Нелегко объяснить, почему это так, но ребенок воспринимает в своем бессознательном, что практикующий родитель не желает ему никакого вреда, а наоборот. И хотя ребенок часто сопротивляется и бунтует во время упражнения, он также участвует в формировании сильно позитивных отношений. С точки зрения его незрелого эго, не упражняющийся родитель заинтересован в нем меньше, чем упражняющийся. Ребенка также часто успокаивают во время и после упражнения, и это происходит в основном через интенсивный физический контакт, что очень важно для формирования будущих позитивных отношений.
  11. Каковы побочные эффекты от упражнений?
    Метод Войта используется уже более 50 лет, и наблюдаемые до сих пор побочные эффекты в целом положительны. Помимо того, что основное внимание уделяется нормализации грубых двигательных нарушений, существует очевидное положительное влияние на высшие нейронные функции, включая когнитивные функции, такие как нормализация стереогнозии (способность идентифицировать объект только на ощупь), нормализация нарушений мелкой моторики (письмо, рисование и т.д.), нормализация нарушений чтения и нормализация гиперактивности у детей с ЛМД. Часто наблюдается нормализация глазного косоглазия (косоглазия), которое вызвано плохой координацией глазных мышц.
  12. Важна ли регулярность физических упражнений?
    Регулярность упражнений очень важна. Очень важно установить с ребенком ежедневный режим регулярных занятий, чтобы ребенок легче адаптировался, сформировал привычку и биологический стереотип, который поможет ему лучше переносить физические нагрузки. Регулярность — очень важный фактор успеха. Полезно, если распорядок дня составлен в письменном виде и соблюдается, как школьное расписание.
  13. Сколько раз в день и как долго нужно заниматься физическими упражнениями?
    График упражнений индивидуален и зависит от возраста ребенка и типа расстройства. В целом, рекомендуется выполнять упражнения 4 раза в день для маленьких детей до года и 1-2 раза в день для детей постарше. Продолжительность упражнения, которое начинают выполнять у маленьких детей, составляет около 0,5 минуты, постепенно стимуляцию увеличивают до 1 минуты, то есть до продолжительности одного упражнения на одну сторону. Разумеется, необходимо выполнять упражнения на обеих сторонах симметрично. У детей постарше время стимуляции может быть увеличено индивидуально до 2-3 минут.
  14. Можно ли перегружать ребенка чрезмерными физическими нагрузками?
    Да, если упражнения непропорционально продолжительны, то они, как и любая другая физическая нагрузка, обязательно приведут,
    перегрузке.
  15. Если я на время прекращаю заниматься упражнениями, означает ли это, что я разрушаю уже сложившиеся стереотипы и возвращаюсь к началу?
    Это довольно сложный вопрос. У детей младше одного года, когда основные двигательные стереотипы (вертикальность, автоматизм стояния, стереотипы походки и хвата) формируются очень интенсивно, абсолютно необходимо обеспечить непрерывное построение этих основных двигательных блоков. Поэтому рекомендуется прекращать физические упражнения только на необходимое время, то есть после вакцинации и при повышенной температуре. В первый год, благодаря пластичности мозга, существует большая вероятность нормализации многих заболеваний опорно-двигательного аппарата. У детей старшего возраста, которые уже прошли «краеугольные камни двигательных навыков», как физиологические и
    так и замещающих (патологических), пауза в упражнениях уже не является таким недостатком. Занимаясь физическими упражнениями, у детей старшего возраста перестраивается, уточняется, оптимизируется, оттачивается уже как-то сформировавшийся стереотип. Если «фундамент и черновая кладка» уже заложены, то он останется построенным, даже если строительство на время остановится. Если же пауза будет слишком долгой, то уже имеющийся физиологический стереотип может постепенно «размываться» и заменяться патологическим стереотипом.
  16. Постоянны ли результаты упражнений?
    Да, результаты упражнений можно считать постоянными, так как они формируются за счет изменений в мозговой ткани (создание более плотной сети нейронов и их более богатой взаимосвязи), это проявляется нормализацией и тонкой настройкой управления стереотипами движений, а затем также за счет изменений в опорно-двигательном аппарате путем правильной центровки в суставах и правильной настройки автоматической осанки (создание идеальных искривлений позвоночника, положения таза, плечевых скобок и т.д.).
  17. Как сделать физические упражнения более приятными для ребенка?
    Прежде всего, необходимо создать адекватные внешние условия, в которых ребенку будет комфортно. Для младенцев речь идет, прежде всего, о тепловом комфорте, поскольку их терморегуляция еще недостаточна и они быстро замерзают. Очень полезно повысить температуру до 24-26 градусов в том месте, где они занимаются, на время занятий. Также важно обеспечить спокойную и расслабляющую атмосферу; совершенно неуместно, чтобы старшие братья и сестры беспокоили и требовали внимания занимающейся матери. Не менее нервируют и неуместны жалостливые причитания бабушек по поводу «детских проблем» внука. Если ваши близкие не могут вам помочь, постарайтесь, чтобы они не мешали вам. Место, где вы занимаетесь (стол или пеленальный столик), должно быть устойчивым, опираться на мягкий коврик (коврик для упражнений) и гигиенически покрыто скатертью из ПВХ. Для детей постарше комфортность упражнений можно повысить, включив компакт-диски с любимыми сказками или музыкой.
  18. На какие мышцы влияет упражнение? Могут ли упражнения повлиять на слюнотечение, мочеиспускание, неправильную технику сосания при грудном вскармливании и т.д..
    Упражнения по методу Войта воздействуют на все мышцы тела, включая такие группы мышц, как язык, глазные мышцы или сфинктеры. Упражнения также нормализуют все двигательные стереотипы, причем в любом возрасте. Повышенное слюноотделение — это нарушение автоматизма глотания слюны, физиологически оно проявляется у маленьких детей примерно до 3 месяцев, затем нарушается способность постоянно глотать вырабатываемую слюну и тем самым препятствовать ее самопроизвольному вытеканию изо рта. При нарушениях центральной координации на первом году жизни сохранение спонтанного слюноотделения часто происходит из-за нарушения автоматической координации глотания. Постоянное спонтанное слюноотделение также является серьезной проблемой у умственно отсталых детей. При правильно подобранных упражнениях нормальное автоматическое сглатывание слюны может быть достигнуто у этих детей даже в более старшем возрасте. У взрослых эта проблема может возникнуть после инсульта, и при этом расстройстве также можно добиться восстановления нарушенной функции глотания слюны с помощью правильных упражнений. Мочеиспускание у детей старшего возраста — сложная психосоматическая проблема, и определить ее причину нелегко. У некоторых детей целесообразно использовать упражнения по методу Войта. Плохая техника сосания у младенцев обусловлена нарушением стереотипа сосания и глотания. Чаще всего это связано с нарушением центральной координации и тонуса. С практикой эти простые стереотипы исправляются довольно быстро, позволяя ребенку без проблем пить, а позже кормить более плотной пищей. Если это расстройство сохраняется, кормление становится для ребенка стрессом, поскольку чувство голода заставляет его пить, но нарушенный стереотип часто заставляет его подавиться. Проглатывание более твердой пищи становится еще большей проблемой. Нарушенный стереотип глазных мышц приводит к различным формам детского косоглазия, косоглазия. Также на это расстройство очень хорошо влияют физические упражнения, которые нормализуют мышечное напряжение глазодвигательных мышц и их взаимную координацию.
  19. Всегда ли ребенок должен быть голым? Имеет ли значение подгузник?
    При выполнении упражнений лучше всего, если маленький ребенок до года полностью раздет и ему ничего не мешает. Одежда или подгузник прикасаются к коже и трутся о нее, вызывая сенсорную стимуляцию, что негативно сказывается на рефлекторном упражнении. Для детей постарше рекомендуется заниматься в нижнем белье.
  20. Если ребенок не реагирует (не поднимает ноги) во время упражнения, означает ли это, что упражнение выполняется неправильно? Или же ребенок не реагирует во время упражнения, но реагирует, когда одевается после него.
    Вероятно, вы имеете в виду реакцию поднятия ног при выполнении упражнений в положении лежа (рефлекс вращения I). Реакция ребенка на стимуляцию индивидуальна и зависит от состояния расстройства, а также от стадии развития ребенка. Мышечное напряжение может «упражняться», а реакция на стимуляцию может быть минимальной. В любом случае, постоянная консультация по поводу реакций с эрудированным терапевтом необходима, чтобы направлять лечение и знать, нужно ли что-то менять, например, корректировать положение, чтобы ноги были вне опоры.
  21. Если ребенок совсем не возражает против упражнения (не плачет при этом), стоит ли заниматься несколько раз подряд?
    Наоборот, желательно, чтобы ребенок не плакал при выполнении упражнений. Если удастся создать оптимальные условия, то и плач ребенка будет минимальным, см. ответы на вопрос 1. Повторение упражнений должно соблюдаться в соответствии с выбранным лечением, оптимально 4 раза в день для младенцев.
  22. Извивается ли ребенок при выполнении упражнений — должен ли он выпрямиться?
    Упражнения вызывают основные стереотипы движений, повороты и ползание. Они включают торсионный (скручивающий) компонент движения. Поэтому если мы его вызываем, то это физиологический процесс. Однако, чтобы вращение не было слишком сильным и не мешало другим компонентам движения (сгибанию, разгибанию и т.д.), желательно выполнять упражнения на коврике, который препятствует вращению тела ребенка. Таким образом, упражнения следует выполнять без коврика или одеяла, а лучше на матрасе.
  23. При выполнении упражнений необходимо устанавливать зрительный контакт — голова ребенка отклоняется в разное время — нужно ли все время «идти» к нему или достаточно разговаривать с ним и не обращаться к нему?
    Очень важно установить зрительный контакт с ребенком во время выполнения упражнения. Невербальная коммуникация значительно помогает ребенку ориентироваться в ситуации. Во время упражнения голова наклоняется как спонтанно, так и в результате рефлекторного раздражителя. Нет необходимости «идти» на контакт, ребенок сам «вернется» на контакт. Разговор с ребенком оказывается необходимым для того, чтобы поддерживать его, насколько это возможно, на протяжении всей стимуляции.
  24. Во время упражнения одна рука должна находиться близко к телу — достаточно от плеча до локтя или полностью?
    Вероятно, вы имеете в виду положение руки во время рефлекторного вращения I (положение лежа). По сути, вам нужно лишь слегка прижимать руку (часть от плеча до локтя) близко к телу.
  25. Упражнения 4 раза в день — если врачи в один день и нельзя делать столько упражнений, нужно ли делать еще столько же упражнений на следующий день?
    Оптимальным является выполнение упражнений 4 раза в день, если по серьезным причинам количество повторений не может быть увеличено, то в остальные дни следует продолжать заниматься в обычном режиме. Чрезмерное количество повторений может привести к перегрузке ребенка. Важно постараться оптимизировать организацию и планирование времени таким образом, чтобы перерывы в занятиях были минимальными.
  26. Если во время упражнений ребенок носит пустышку, он почти не реагирует. Как только он вынимает ее, он поднимает ноги гораздо чаще. Что это — он перестает концентрироваться на пустышке и замечает упражнение?
    Да, вероятно, это может быть вызвано концентрацией внимания на пустышке. Тем не менее, если ребенок спокойно относится к пустышке во время упражнений, то, безусловно, дайте ему ее. Рефлекторная стимуляция происходит в любом случае, и в то же время ребенок получает оральную поддержку.
  27. Важен ли порядок выполнения упражнений? A — или не имеет значения, с какого из них начинать и заканчивать? B — или нет разницы, делать ли сначала упражнения для левой стороны, а затем для правой?
    С точки зрения ожиданий ребенка, желательно, чтобы упражнения имели определенный порядок, как между интервалами в течение дня, так и в ходе самих упражнений. Даже в этих вопросах необходимо следовать рекомендациям терапевта, который руководит упражнениями.

Ссылки

[1] Перевод главы из книги «Метод Войта 2-го поколения», 2-е издание. Автор: магистр. Вацлав Круцкий.(1 Января, 2017) ISBN 10: 8090676057 ISBN 13: 9788090676053. [Доступна по состоянию на 14 июля 2023 г.]

Видео ресурсы

National Geographic: Внутри живого тела / Inside the Living Body (2007 г.) РКН: Сайт нарушает закон РФ.

Двигательные реакции у малышки по методике Войта. РКН: Сайт нарушает закон РФ.

Рефлекторная локомоция RC1 к RC2.РКН: Сайт нарушает закон РФ.